В наше время главным объектом маркетинговых исследований становится интернет, потому что от степени знания коммуникационных процессов зависят результаты бизнеса. Если раньше темпы развития технического прогресса были медленными, для того, чтобы завоевать рынок, хватало лишь выпустить продукт, превосходящий конкурентов, то сейчас на рынке среди продуктов, которые популярны среди масс людей, мало кому удается добиться долгосрочного преимущества. Особое внимание уделяется формированию группы лояльных потребителей, которые будут готовы покупать товар в долгосрочной перспективе. Это возможно только при грамотном построении коммуникационной политики компании (КПК).

КПК — это связи, образуемые фирмой с контактными аудиториями (потребителями, поставщиками, партнерами и т.п.) посредством различных средств воздействия (к каковым относятся реклама, PR, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продаж) и неформальных источников информации в виде молвы и слухов.

КПК– процесс двух сторон: на одной ведутся работы с целевыми аудиториями, на другой — получение обратной информации о поведении аудиторий, находившихся под воздействием фирмы. Обе стороны в равной степени важны, так как только в совокупности они представляют систему КПК.

В этом аспекте будет интересно рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к интернет-маркетингу.

Американские подходы.

Намечены тенденции к тому, что медийная реклама опередит контекстную. Ключевой особенностью рынка США является очень высокий уровень конкуренции. Ведь компании со всего мира пытаются выйти на западный рынок. Рынок становится дорогим и насыщенным. Процесс ускоряется за счет передовой технологичности государства, где тестируются все новинки поисковых машин, социальных сетей и других технологических гигантов.

Основой продвижения компаний в США является стратегический подход, где время эквивалентно деньгам. В случае неудачи конкурент молниеносно забирает идею и получает с нее хорошую прибыль. Первоначально разрабатывается эффективная стратегия продвижения, закрепленная контрактом.

На рынке в основном присутствуют предложения использования комплекса инструментов. В значительной мере уделяется внимание контент-маркетингу, SMM и crowd-маркетингу — методу увеличения продаж товара целевой аудитории с помощью стимулирования отзывов и рекомендаций.

Компании США используют 7-8 каналов для продвижения. 80% американских компаний присутствуют в социальных медиа, из них предпочтение отдается Facebook (2/3 рынка), Twitter и LinkedIn (1/3 для каждой сети).

Интересно, что более 70% американских предприятий не отслеживают эффективность затрат на продвижение. Одним из распространенных факторов роста расходов на интернет-маркетинг являются действия конкурентов.

Особенности европейского рынка.

Интернет-маркетинг Европы в подавляющем большинстве состоит из трансмедийных коммуникационных предложений. Лидеры рынка предлагают пакеты из смеси онлайн- и офлайн-площадок.

Основное отличие интернет-маркетинга в Европе — это, конечно же, разнообразие языков. При этом 65% европейцев (данные Special Eurobarometer) используют именно родной язык при общении в интернете.

Наиболее популярным инструментом в продвижении у европейцев является контент-маркетинг (около 71% маркетологов используют этот инструмент и получают отличный результат). Европейцы знают, как им пользоваться грамотно, поэтому в их руках он очень силен.

Не менее популярным для европейцев является и продвижение с помощью мобильных видео. Европейская аудитория уделяет огромную часть своего времени просмотру видео на смартфонах и планшетах, и его потребление неуклонно растет с каждым годом. Также популярным является и создание частично либо полностью интерактивных видеороликов с поддержкой мобильных технологий.

Европейские потребители гораздо меньше ориентированы на цену продукта. Это связано с экономическими предпосылками (такими, как доход населения) и уровнем развития отдельных европейских стран. Европейские потребители смотрят на качество продукта и то, какие выгоды он им несет.

Отечественные подходы.

Российский рынок интернет-маркетинга выглядит примерно так же, как и экономика нашей страны. Развитию интернет-маркетинга в России препятствует множество проблем. В основном они связаны с отсутствием квалифицированных специалистов.

Асинхрон в работе, возникающий вследствие небольшого количества предложений по комплексному продвижению: разработкой сайта занимается одно агентство, продвижением занимается другое, а владелец становится третьей стороной, которая вообще мало понимает в технических вопросах, но ждет безусловной пользы для бизнеса.

Ограниченность в выборе каналов трафика объясняется не отсутствием этих самых каналов, а все тем же отсутствием специалистов, которое ведет всех за контекстной рекламой в Яндекс.Директ. За бортом остаются интересные каналы Google AdWords, «загадочные» тизеры и целенаправленный таргетинг, которые часто показывают гораздо большую эффективность.

Автоматизация рутинных процессов не применяется активно, что приводит к распылению бюджета и существенным потерям времени.

Россияне все больше «переселяются» в соцсети. В октябре 2020 года в России число активных авторов в соцсетях составило уже 64 миллиона человек. Резко выросла активная месячная аудитория в Youtube. Теперь по объёму это третье социальное медиа страны.