С четверга, 28 октября, в России начинают действовать новые ограничения из-за пандемии. В большинстве регионов запретят посещать рестораны, торговые центры, кинотеатры и салоны красоты даже тем, у кого есть QR-коды.

После 7 ноября после улучшения эпидемиологической обстановки ограничения должны отменить. Но улучшится ли эта самая эпидемиологическая обстановка? Отменят ли ограничения? А если отменят, не введут ли новый локдаун? Когда введут следующий локдаун?

Эти вопросы задают себе сегодня многие предприниматели. Но ответов нет и не будет. Пандемия пока не управляема и не предсказуема. И пока мы ищем ответы на эти вопросы, наш бизнес начинает терять контроль над операционной деятельностью и позиции на рынке.

«Что будет завтра?» – хороший вопрос, но хорош он для гадалок и их клиентов. Предпринимателю, если он планирует и дальше оставаться предпринимателем, сегодня нужно задавать себе другие вопросы:

  1. Как обеспечить возможность и удобство удалённой работы сотрудников?
  2. Поможет ли цифровизация бизнес-процессов?
  3. Если начать срочные меры, то с чего начать и как всё организовать?
  4. Как преодолеть сопротивление изменениям?

Как обеспечить возможность и удобство удалённой работы сотрудников?

Мы считаем, что сегодня оптимально – Облако + Bring Your Own Device + виртуальная телефония.
В тех бизнесах, где это возможно, организация и, самое главное, развитие онлайн-точек продаж вместо закрытых офлайн-точек.

Вас интересуют конкретные рекомендации? Предлагаем список типовых ответов из нашей базы контакт-центра. Наши ответы – это не истина в последней инстанции, это наша ежедневная практика ответов на ЧАВО.

В каком облачном сервисе Вы порекомендуете организовать удаленную работу?


Дешево и быстро будет на базе того ПО, которое сейчас используется в компании. Если основа бизнеса – отдел продаж, работает на продуктах 1С – посмотрите их облачные решения. Если весь бизнес построен вокруг интернет-магазина на Битриксе – посмотрите решения Битрикса.
Если вы ничего, кроме Windows и Microsoft Office, не используете – посмотрите Битрикс 24.

Как обеспечить безопасность данных при BYOD?


Никак. И те, кто говорят Вам, что это реально – лгут. Если информацию нельзя взломать, значит, ее можно купить. И тут только вопрос цены на билет.

Реально можно только минимизировать риск утечки. Как? Зависит от уровня вашей паранойи. В легкой форме достаточно правил, регламентов и средств облачных сервисов, в сложной форме – аутсорсинг или собственный специалист.

В обеих формах мы можем помочь: в легкой поможем разработать правила и регламенты и настроим Ваши облачные сервисы, в сложной возьмём решение задач безопасности на аутсорс.

Какую виртуальную телефонию порекомендуете?

Zadarma. Мы сами много лет ей пользуемся, давно являемся ее партнёрами. Мы судим по себе, потому что у нас есть клиенты, использующие разные системы, и мы осуществляем их интеграцию, настройку и поддержку. Имеем «геморрой» с каждой, просто с Zadarma значительно меньше.

Сколько сотрудников отправлять на удаленку?

Всех. И это вопрос не экономический, это вопрос существующих методов «лечения COVID-19»: изоляцией заболевшего сотрудника и всех, с кем он контактировал, на неопределенное время. И такими изолированными сотрудниками может оказаться весь Ваш офис. Думаем, бизнесу это может очень дорого обойтись.

Поможет ли цифровизация бизнес-процессов?

Безусловно. Ответ лежит в разнице между «аналоговыми» бизнес-процессами и цифровыми. Под «аналоговыми» мы понимаем правила, регламенты, приказы и голосовые распоряжения руководителей. Под цифровыми – цифровая коммуникация между клиентами и сотрудниками, онлайн-услуги и онлайн-продажи.

Преимущество аналоговых бизнес-процессов в том, что они давно налажены и отработаны, но это преимущество сразу исчезает, когда надо что-то менять резко и быстро. А локдаун как раз про то, что менять надо быстро.

Как с 30 по 7 будет себя чувствовать магазин в торговом центре? Никак, он просто не будет работать 11 дней. А как интернет-магазин с аналогичным товаром? Ничего изменится, а скорее всего, улучшится, так как сидящие на вынужденных выходных люди будут покупать в интернете

Если начать срочные меры, то с чего начать и как всё организовать?

Начать нужно с того, чтобы мыслить быстро. У предпринимателя с точками в торговом центре есть теперь возможность 11 дней мыслить не торопясь. И есть вероятность, что государство может подарить ему еще пару месяцев на раздумья после 7 ноября.

Его конкурент с интернет-магазином вынужден думать быстро: ему ведь эти 11 дней нужно еще и продавать, продавать и продавать…

Следующий шаг – быстро организовать онлайн-продажи, если их еще нет. Здесь хорошо руководствоваться старой цитатой “Вам «шашечки» или ехать?” Ехать – это интернет-витрины, которые предлагает куча сервисов, от Яндекса до Битрикс24.

Мы, например, способны запустить такую витрину «под ключ» и начать продажи в течение суток. Потом, когда бизнесу «полегчает», можно спокойно заняться «шашечками».

Следующий шаг – цифровизация бизнес-процессов. Мы в компании не сторонники глобальной цифровизации: это когда месяцами изучаются существующие бизнес-процессы, согласуются бесконечные ТЗ, сотни собеседований со специалистами, кто это будет делать в штате.


Наш подход проще, по принципу “Вам «шашечки» или ехать?”: оцифровываем 1 процесс, затем следующий, и так по порядку.

Вы определяете:

• Самый старый и налаженный процесс в компании. Работающий не менее 1 года.
• Самый частый. Не реже, чем ежедневно.
• Самый конкретный. Для которого есть четкое начало и результат. Никаких абстрактных типа “план продаж” или “реализация стратегии”.
• Самый короткий. Не более 5 рабочих дней.
• Самый несложный. Не более 30 задач для сотрудников.
• С минимумом ролей. Участвуют не более 5 сотрудников.

Мы его оцифровываем.

Как выбрать подрядчика? Это не к нам: мы ведь сами подрядчик, а рекламировать себя не прилично, а конкурентов глупо. Важно, не кого выбрать, а подход “Вам «шашечки» или ехать?”.

Как преодолеть сопротивление изменениям?

Методы давно известны, и за последние 100 лет ничего нового человечество не придумало.

Разговаривать, объяснять, стимулировать финансово, как с топ-менеджерами, так и с рядовыми сотрудниками.
Выделять рабочее время на адаптацию и обучение.
Вовлекать сотрудников как можно раньше, желательно еще на этапе проекта.

Самое главное

Дженнингс и Хоутон в свое время были правы, что «В бизнесе уже не крупные съедают мелких, а быстрые съедают медлительных».

Цифровизация дает возможность очень быстро менять бизнес-процессы, подстраиваясь под внешние удары типа локдаунов и ошибок правительства.

Локдауны пройдут рано или поздно, и важно только одно – чтобы Ваш бизнес вышел из них быстрым, а не мертвым.